Поиск
Здесь будут размещаться сведения, которые удалось узнать в последнее время.

21/VII/2014

Фонарь

Прислали фотографии фрагментов фонаря самолета А. В. Елисеева, вывезенных с места катастрофы.
На третьем фото виден серийный номер самолета, выбитый на двух деталях.
Спасибо Альберту Ничипоруку!


31/III/2014

Из Москвы в Финляндию

По сведениям, переданным от Олега Киселева, в ноябре 1939 года Анатолий Елисеев (вместе с Виктором Люсовым) служил в составе 4 эскадрильи 80 смешанного авиаполка.
Эскадрилья была сформирована в Люберцах и передана в состав 80 САП в Архангельске (аэродром Ягодник). Летала эскадрилья на самолетах И-153.

В январе 1940 г. 4-ю аэ передали в свежесформированный 152 ИАП, в составе которого Анатолий участвовал в боях в Финляндии.


12/V/2013

Из Союзкиножурнала №38

Ролик сделан на основе отсканированных кадров кинопленки и электронной копии из РГАКФД. Изначально сюжет выпуска смонтирован так, что его герои были перепутаны: показан один, назван другой. Здесь расположение некоторых кадров изменено для большего совпадения с закадровым текстом.
Пленка местами сильно испорчена, но изображение на ней более четкое и не обрезано, как на электронной копии из архива.
Снято предположительно в марте 1942 года.


9/V/2012

Видео

Съемка с вертолета места катастрофы самолета Анатолия Елисеева. Лето 1991.

Спасибо поисковикам Кольского.


2/XII/2011

Посетили место, где Анатолий Елисеев принял смерть

16–17 сентября были с товарищем на месте падения самолета P-40C № AK202, на котором 31 марта 1942 года ушел на задание Анатолий Елисеев. Поставили памятную табличку.

На удачу успели связаться с Андреем Копытковым, и он подсказал более удобный путь. Правда, все равно, поплутали, но вышли точно.

Отправляясь, представляли себе, что на месте есть гранитные валуны, на один из которых и собирались монтировать стальную доску.
Вопрос был только: найдем ли подходящий камень в непосредственной близости. Выбор оказался невелик. В основном все задерновано. Но постамент нашелся сразу. Единственный на месте камень лучше всего подходил на роль памятника, и любезно позволил нам – с монтажем проблем не возникло – установить на нем привезенную табличку.


Первый обломок попался метрах в 60-и от места.

Продвигаясь дальше стали находить все более крупные
части самолета.

Крупный фрагмент в 30-и метрах от места падения.

Обломки стали попадаться примерно метрах в шестидесяти от места столкновения самолета с землей. Метрах в тридцати – лежит измятый кусок крыла и еще довольно крупные дюралевые фрагменты. После осмотра окрестностей возникло впечатление, что разлет обломков от центра произошел в основном в одном направлении. В направлении снижения (посадки) самолета? То есть некоторые части пролетели дальше вперед по инерции.


Бронестекло, только что вынуто из ручья.

Люк с нижней части крыла.

На дне ручья валялось многослойное бронестекло.
На «Томагавках» бронестекло устанавливалось спереди в отдельной раме внутри фонаря и не было частью его конструкции.

Фотоаппарат, а за ним аккумулятор.

Патронный ящик (калибр 12,7 мм).
Из наиболее крупных фрагментов самолета осталось только сильно разрушенное крыло, лежащее непосредственно на месте катастрофы, чуть в стороне от площадки, усыпанной мелкими обломками и почти лишенной растительности. Рядом лежит стойка шасси со следами пожара на дюралевом ободе, бывшая ранее в ручье (кто-то вытащил). Как нам показалось, на этой площадке до сих пор видны следы пожара, попадаются мелкие обугленные веточки.
Площадку несколько раз перекапывали. Поисковики собирали останки летчика. По словам Андрея, покопался там и еще кто-то. По-видимому, с целью вывоза фрагментов самолета место посещалось неоднократно, хотя проехать туда даже на гусеничном вездеходе вряд ли возможно. Разве что только вертолетом.

Небольшая бронеплита.

Остатки радиостанции (?).
Два патронных ящика, обнаруженные нами на месте катастрофы, несут на себе следы рвавшегося боекомплекта. Один ящик от патронов калибра 12,7 мм, другой – 7,62 мм. Следы пожара на них, если и есть, то незначительные (на взгляд неспециалиста). Попадаются рваные посередине гильзы.
На этом самолете стояли два пулемета калибра 12,7 мм над мотором и по два 7,62 мм пулемета – в каждом крыле. Судя по гильзам (гильзы не имеют закраин, а также – маркировка), пулеметы винтовочного калибра, как и крупнокалиберные, на этом P-40C стояли американские.

Кок воздушного винта.

Патронный ящик (калибр 7,62 мм).
Некоторые алюминиевые детали обшивки, видимо, сильно пострадали от огня и в дальнейшем разрушались быстрее. Они выглядят более изъеденными. На большей же части фрагментов сохранилась краска – и на внутренних поверхностях, и на внешних. Некоторые части превратились в слитки алюминия, в которые вплавились небольшие детали и обломки. Из одного такого слитка удалось извлечь прибор с сохранившимся, только треснувшим стеклом. Расплавленный алюминий заливал его снизу-вверх. Этот датчик стоял на самолете ниже приборной доски, справа (с красной пробкой). То есть во время пожара и плавления фрагментов самолета этот прибор находился в перевернутом положении. Больше никаких приборов на глаза не попадалось. Только мелкие осколки стекла. Видимо, то, что осталось от приборной доски, тоже вывезено. Прибор, залитый алюминием, просто не распознали.

Стойка шасси, а правее – то, что осталось от крыла.

Такая надпись от руки имеется на внутренней поверхности нескольких фрагментов крыла.
При осмотре обломков поразила девственная сохранность мелких сделанных из нержавеющей стали и хромированных деталей – болтов, шплинтов, контрящих проволочек и т. п.

От мотора осталось несколько агрегатов.

Хорошо сохранились три радиатора. Один из них, похоже, вообще не имеет видимых повреждений. На самолете они находились под капотом и при жестком столкновении с землей должны были сильно пострадать. Теперь радиаторы лежат в стороне под валуном на сравнительно ровном месте. Такое впечатление, что они приготовлены для загрузки в вертолет, который сможет легко там зависнуть над самой землей.

Масло- и водорадиаторы сложены кем-то в сторонке. Видимо, подготовлены к вывозу.

Резиновая муфта.
Часть обломков и деталей – оперение, вооружение, двигатель самолета – в разное время вывезена. Что-то – за океан, а далее – не известно, куда. Кое-что – в Мурманск (винт был установлен на братской могиле в Коле, и, спустя год, был украден оттуда). Какие-то части, видимо, растащили рыбаки (нам рассказали, что что-то валяется у рыбацкой избушки в том районе, но мы избушку не нашли).
Мы же обнаружили, что теперь кем-то вывезена и бронеспинка, долгое время служившая могильной плитой. Под ней покоились останки летчика, позднее перезахороненные мурманскими поисковиками в братской могиле в поселке Кола в 1989 году. На месте падения самолета могила существует до сих пор. Под той же бронеспинкой была захоронена часть останков, собранных поисковиками уже после перезахоронения.

Кое-где валяются алюминиевые слитки с вкраплением различных обломков – последствие пожара.

К сожалению, у нас было маловато времени, чтобы все подробно осмотреть и изучить. Причина этому, в том числе, и наша неосведомленность в области устройства и оборудования самолетов... На месте мы находились полтора дня и в основном занимались креплением таблички и беглым осмотром и фотографированием всего, что попадалось на глаза. Авиационный фотоаппарат, например, распознали уже по возвращении, рассматривая сделанные на месте фотографии. Хотя, находясь там, исходили вокруг него изрядно.

Дюралевый планшет. Крепился на внутренней стороне люка в фюзеляже.

Виктор Рыбьяков как рыцарь молотка и пробойника.
Что же там произошло 31 марта 1942 года?
Метеоусловия в тот день летать позволяли. Погода по Мурманску: от -8 до -14 °C, кол-во осадков 0,2 мм (более подробно с метеосводкой за тот день ознакомиться пока не удалось). Немецкие бомбардировщики летали над морем и имели потери.
Известно, что Анатолий летел один. Задание было – фоторазведка аэродрома Луостари. Самолет мог быть поврежден зенитным огнем во время фотографирования. Возможно, летчик получил ранение.

Фрагмент крыла. Осколочная пробоина?

По словам поисковика Андрея Копыткова, на трехлопастном воздушном винте самолета были погнуты две лопасти. То есть, во время катастрофы мотор не работал. Это может означать, что имела место именно вынужденная посадка. По инструкции во время вынужденной посадки должен быть перекрыт топливный кран воизбежание пожара.
В районе много озер, в том числе и больших, но по какой-то причине Анатолий выбрал для посадки долину ручья. Может быть произошел отказ двигателя и на выбор более подходящего места посадки времени не оставалось.

Если посмотреть на то, как разбросаны обломки в предполагаемом направлении движения самолета, то сначала лежат куски обшивки капота, затем далее в этом направлении лежал хвост (его давно нет), далее – место пожара и основного развала обломков (там же лежала бронеспинка), далее – стойка шасси, затем крыло, а левее – кок винта и некоторые агрегаты мотора. Все это – на протяжении примерно 20 метров. В том же направлении, примерно через 30 метров, лежит кусок крыла и еще какие-то дюралевые обломки. Небольшой кусок обшивки лежал еще дальше метров на 20-30. Все расстояния описаны по памяти и на основании видеосъемки, промеров на месте мы не делали.
Часть фрагментов и деталей вывезена, часть их находится теперь явно не на том месте, где они оказались в результате катастрофы. Поэтому представить изначальную картину и все происшествие в целом весьма трудно.
В любом случае удар о землю, видимо, был достаточно сильным, – самолет разрушился и загорелся (если пожар не начался еще в воздухе). Может быть, при ударе самолет разломился в нескольких местах: мотор отлетел вперед, хвост тоже отлетел, а кабина с оставшейся частью фюзеляжа перевернулась... Такое складывается впечатление, возможно ошибочное.
В общем, по имеющимся признакам выходит, что это была неудачная вынужденная посадка.

Видимо, теперь выяснение судьбы Анатолия Елисеева можно считать в основном состоявшимся. Хотя, официально он до сих пор считается пропавшим без вести.

29/VII/2011

Рассказ следопыта

Заместитель командира поискового отряда «Подводник» Андрей Копытков рассказал о том, как был найден самолет Анатолия Елисеева.
Здесь опущены географические подробности и внесены небольшие правки.

В 1984 году группа поисковиков поискового отряда «Подводник» Мурманского Морского торгового порта во главе с командиром отряда Валентином Владимировичем Хапаевым... совершенно случайно вышла к месту падения американского самолета. Группа искала место перехода речки вброд и увидела на берегу остатки Р-40.


Валентин Хапаев на месте падения
Р40С в 1984 году.

На месте падения самолета находился хвост, часть крыла, в стороне недалеко лежал на болоте мотор, а чуть дальше лежал погнутый трехлопастной винт. Прямо на берегу речки на месте столкновения самолета с землей стоял крест, сделанный из трубок от самолета, а под бронеспинкой лежало несколько фрагментов скелета человека. Вероятно, рыбаки, обнаружив останки, соорудили временную могилу пилота. Поняв, что по быстрому собрать полностью останки на месте падения самолета не получится, группа отправилась в Мурманск с твердым решением вернуться к самолету в ближайшее время.

Но получилось так, что это ближайшее время наступило только в 1988 году. Тогда, к месту падения Р-40, вместе с поисковиками отряда «Подводник» пришли подростки из подшефного клуба юных моряков «Океан». В клубе из ребят 6-9 класса была организована поисковая группа и они вместе с поисковиками из порта выезжали в места былых боев на поиск незахороненных останков. Топать к месту падения самолета – дело непростое... Но ребята переход выдержали стойко. В течении суток поисковики работали на месте гибели пилота, перебирая каждый сантиметр грунта. Как тогда казалось, было собрано всё. Останки пилота были вынесены в Мурманск и переданы в том же, 1988 году, в кольский военкомат (на территории кольского района был обнаружен самолет). В 1989 году в торжественной обстановке останки тогда еще неизвестного пилота самолета Р-40 и останки обнаруженного в том же, 1988 году экипажа Пе-3, были захоронены за памятником на западном берегу Кольского залива за мостом. Летчик с Р-40 был захоронен как неизвестный.


Поисковые работы на месте падения Р-40С в 1988 году.

Почему неизвестный? В те времена поисковики еще не знали где искать номер самолета и как он наносился. С самолета Р-40 были списаны все обнаруженные номера и отчет об экспедиции передали в кольский военкомат. Год ждали ответ из архива, но так и не дождались. Решили хоронить как «неизвестный», а уж если установят имя пилота, тогда и увековечат на могиле.

В 1991 году с места падения самолета Р-40 оказией на военном вертолете был вывезен винт.
Винт установили рядом с могилой летчиков, но в 1992 году он пропал. Мы подозреваем, что его стащили и сдали в металлолом.

В 1997 году к месту падения самолета Р-40 снова была экспедиция. Задачей было определить номер самолета (мы к тому времени уже получили опыт в поиске и обнаружении номеров на американских самолетах).
Придя на место мы обнаружили только мелкие фрагменты от самолета – остальное уже кто-то вывез с неизвестной целью. Не было и креста из трубок.

Перебрав и осмотрев детали обнаружили много каталожных номеров самолета, но ни одного заводского. Единственное определили, что самолет был Р-40С «Томахаук». На месте падения соорудили крест из березок.


Место падения Р40С №202 в 2005 году.

В 2005 году проходя мимо места падения «Томахаука» решили зайти и посмотреть. Креста как не бывало, зато кто-то вытащил из ручья стойку шасси и все на месте падения самолета и рядом перекопал. Дождем вымыло из перекопанной земли маленькие фрагменты раздробленных костей пилота – мы их прихоронили на месте падения. Но удача, на одной из деталей был обнаружен номер «202».

Затем был трехлетний поиск в архиве Подольска. Только в 2008 году установили, что на самолете Р-40С № АК 202 (в архиве S-202) разбился старший лейтенант Анатолий Елисеев.

О том, что неизвестный пилот обрел имя была составлена и отправлена докладная записка в мурманский центр по сохранению историко-культурного наследия. Они занимаются учетом и паспортизацией памятников. Но я сомневаюсь, что когда будет проводиться очередной ремонт памятника, рядом с которым захоронены летчики и еще неизвестные, имя Анатолия Елисеева будет увековечено. Захоронение находится за территорией памятника и не входит в охраняемую территорию. Во всяком случае так было раньше. Как сейчас не знаю, не уточнял.


Номер самолета на съемной панели (2005 г.)

Разбираясь в данных подольского архива стало известно, что 26 февраля 1942 года младший лейтенант Елисеев на подбитом в воздушном бою в районе западнее Мурманска самолете Р-40С «Томахаук» совершил вынужденную посадку на фюзеляж на аэродром Мурмаши – место базирования 147 ИАП. Самолет был сдан в ремонт. Это как раз после сбития Вайничке. Так что они оба плюхнулись на «пузо» только Вайничке на лед озера, а Елисеев на свой аэродром. На каком «Томахауке» летал в тот день Анатолий я пока не узнал, может быть и на АК 202.

11 марта 1942 года снова, уже теперь старший лейтенант Елисеев, на подбитом в воздушном бою Р-40С номер АК 170 совершил вынужденную посадку на фюзеляж на лед реки Тулома в 4 километрах западнее Мурмашей. Летчик невредим, а самолет сдали в ремонт.
Но вот 31 марта Анатолий с разведки не вернулся. Вероятно, самолет был подбит...

Вообще-то была у нас мысль на месте гибели каждого экипажа ставить памятные знаки. Так делают в Норвегии и Финляндии. Но вот как это будет практически исполняться пока не знаю – временем на все, увы, не хватает.

Относительно Шевцова и очерка о сидевшем в кабине мертвым Елисеевым – это отголоски вынужденной посадки Анатолия 11 марта 1942 года. Самолет сел на лед реки Тулома и однополчанам этот случай видимо запомнился, а вот с датой и истинным случаем, когда Елисеев не вернулся из полета они явно напутали.


Остатки фотоаппарата (2005 г.)

Табличка с фотоаппарата (2005 г.)

Патронный ящик (2005 г.)

Фрагмет крыла (2005 г.)

Место перезахоронения
А. Елисеева (2007 г.)


21/VII/2011

Письмо

Сегодня пришло письмо от заместителя командира поискового отряда «Подводник».
В письме среди прочего было следующее:

«В 1984 году нашим поисковым отрядом был найден «Томахаук» № 202... На месте падения самолета были обнаружены останки пилота. Летчик захоронен в поселке Кола в 1989 году, как неизвестный. В 2006 году удалось установить, что на Томахауке № 202 летал Анатолий Елисеев...»


19/VI/2010

152 ИАП

Стало известно, что в 1941 году Анатолий служил в 152 истребительном авиационном полку по 18 октября того года. Дата его прибытия в полк пока не ясна.

Полк участвовал в Финской кампании с 09.1.1940 г. по 13.3.1940 г.
С 8.6.1940 г. 152 ИАП базировался на аэродроме Кегостров в Архангельске.
Во время Великой Отечественной войны действовал на Карельском фронте.

В этом же полку вместе с А. Елисеевым служил и его земляк и товарищ по группе выпускников Борисоглебского училища Виктор Люсов. См. фотографии >>
9.1.1942 г. Виктор Люсов погиб. Сбит в воздушном бою.


12/V/2010

Дитрих Вайничке (Dietrich Weinitschke) сбит 26 февраля 1942 года

26 февраля 1942 года в воздушном бою в районе Мурманска старший лейтенант Анатолий Елисеев сбил самолет Messerschmitt Bf 109E-7, которым управлял унтер-офицер Dietrich "Dieter" Weinitschke (20.11.1920 - 8.12.2007).
Однако, через два дня немецкий летчик был найден спасателями, и, намучавшись за время скитания по тундре со своим капризным примусом, постоянно отказывающимся загораться на 36-градусном морозе, – эвакуирован на свою базу самолетом Fiessler Storch.

Вайничке был пилотом Jagdstaffel 5./II./JG 5 (в январе 1942 JG 77 была преобразована в JG 5 «Eismeer») – 5-й истребительной эскадрильи, входившей во вторую группу 5-й эскадры 5-го флота Люфтваффе. Подразделение базировалось на аэродроме Луостари (Петсамо).
Награжден Железным Крестом I степени.


Спасенный Дитрих Вайничке под крылом "Стерха", на котором его вывезли из тундры.


В звании фельдфебеля был повторно сбит на самолете Bf 109G-2 в бою с советскими "Аэрокобрами" 12 марта 1943 года в районе поселка Мурмаши и, пытаясь уйти на лыжах, попал в советский плен на следующий день.

Всего на его счету значится 18 воздушных побед.
В интернете удалось найти записи о шести случаях: 26.10.1941 (когда он еще числился в составе JG 77) – советский истребитель биплан И-153; 28.4.1942 – «Харрикейн» (760 ИАП); 19.5.1942 – «Харрикейн» (по советским данным «Харрикейны» в том бою не участвовали); 25.5.1942 – один самолет (бой вели с советской стороны «Харрикейны» и «Томагавки» и потерь не имели); 8.9.1942 – ЛаГГ-3 лейтенанта Баграева из 255 ИАП (летчик спасся на парашюте, получив небольшие ожоги лица и руки); 27.9.1942 – «Киттихок» (2 ГКАП).

Дитрих Вайничке родился 20 ноября 1920 года в Берлине.
С детства питал любовь к садоводству и учился этому искусству. 1 октября 1939 года – призван в армию.
В советском лагере для военнопленных в Череповце он всячески пытался скрасить условия пребывания соотечественников. Писал стихи, рисовал портреты, занимался овощеводством, озеленял территорию лагеря. Организовал кукольный театр, который, по воспоминаниям товарища по плену "во всем этом отчаянии был настоящим просветом".
В 1949 году вернулся на родину. После возвращения в Германию на протяжении 50 лет профессионально занимался садоводством в Берлине.
В свои 84 года находил возможность летать на Сессне.

Умер 8 января 2007.
Некоторые источники:
http://www.wensickendorf.com/html/fliegerei.html
http://www.vgg-gartenbauschule.de/festschrift.pdf
http://www.fotosmilitares.org/
http://www.military-art.com/mall/aces.php?PilotID=1609
http://www.airpages.ru/dc/hist_8.shtml
http://sk16.ru/255iap/airbattles.shtml
Werner Girbig. JAGDGESCHWADER 5 «EISMEERJÄGER»


9/V/2010

Недавно удалось обнаружить в интернете ветку-расследование, посвященную одной победе Анатолия Елисеева. Открылись очень интересные, важные факты, не говоря о прекрасных качественных фотографиях.
Слово автору:

Ordnung и Internet делают возможным невозможное

5 февраля 2010 года

Когда 18 лет назад мне в руки попали эти две фотографии, вся информация о изображенном на фото летчике исчерпывалась сопроводительной надписью на обороте: "Ме-109 сбитый старшим лейтенантом Елисеевым в воздушном бою 26 февраля 1942 года в районе станции Кола, аэродром Мурмаши."

Недавно, приводя после многолетнего перерыва в порядок свой фотоархив, я решил, используя множество ныне доступных источников информации, попытаться узнать дополнительные подробности. И вот что из этого получилось.
Прежде всего зацепку дали немецкие приверженность к порядку и любовь к геральдическому украшательству: на фюзеляже под кабиной трофейного истребителя марки Bf 109E (Ме-109Е) нарисована эмблема - голова волка, вписанная в ромб. Поиск по справочникам опознавательных знаков частей и соединений Люфтваффе (германских ВВС), позволил установить принадлежность трофея к истребительной эскадре (примерно соответствует советской авиадивизии) JG 5 "Айсмеер", точнее - ее II группе (эквивалент - авиаполк), 5-му штаффелю (5-й эскадрилье). Смотри, например, здесь: http://www.luftwaffe.no/SIG/1942/JG5/JG5-3.html

Зная дату воздушного боя и название части (5./ ii./ JG 5), удалось быстро найти немецкие данные об этом событии (http://www.rafandluftwaffe.info/lists/luftwaffe10.htm). Выяснилось, что "мессершмитт" Bf 109E-7 "красная 9" из состава 5./II./JG 5, сел на вынужденную в районе ж/д станции Кола в 8 км северо-западнее Мурманска [здесь неточность: вместо Мурманск читай – Мурмаши]. Летчик "мессера" унтер-офицер Дитрих Вейничке (Uffz Dietrich Weinitschke) сумел избежать плена и вернулся к своим, а его мало поврежденный самолет (заводской № 0001 093) стал советским трофеем.

Что удивительно, - все данные, и наши и немецкие, совпадают, что бывает нечасто: и дата, и бортовой номер "красная 9" (виден на втором снимке) и координаты боя и падения самолета.

Но самое интересное это то, что немцы указали не только тип советского истребителя, одержавшего победу (МиГ-3), но и номер... полка ВВС, а именно 147 ИАП (истребительный авиационный полк), летчик которого и сбил "мессер".

Дальнейший поиск позволил узнать и подробности о советском летчике.

Командир звена 147 ИАП (с 4 апреля 1942 года стал именоваться 20 гвардейским ИАП) старший лейтенант Елисеев Анатолий Васильевич родился в 1918 году в Москве, в рядах Красной армии с 1934 [на самом деле – 1938] года, закончил Борисоглебское училище летчиков. Во время Великой Отечественной войны сбил два самолета противника лично и шесть - в группе.

К сожалению, ст. л-ту Елисееву не суждено было дожить до победы. 31 марта 1942 года он не вернулся с боевого задания из района Луостари, его судьба пока остается неизвестной. Пока - потому что на Кольском полуострове поисковиками ведется активная работа по поиску сбитых самолетов, и совсем недавно была установлена судьба другого летчика 147 ИАП - Героя Советского Союза Алексея Хлобыстова (http://clubs.ya.ru/4611686018427406383/replies.xml?item_no=4115), 66 лет числившегося среди пропавших без вести.

И в завершение - пару слов о "везунчике" Вейничке. Удача в конце концов также покинула его, и Вейничке, ставший фельдфебелем, вновь был сбит в воздушном бою 12 марта 1943 года на Bf 109 G-2 и на этот раз попал в советский плен...


8 февраля 2010 года

На форуме авиаисториков на мой вопрос - претендует ли кто-нибудь из немцев на воздушные победы 31 марта, поступил такой ответ:

"2 над Xарикейнами 5./JG5
Oblt. Franz Menzel 8.56 sudl. Motowski
Uffz. Arthur Mendl 8.56 10 km sudl. Motowski"

Т.е. два летчика той самой 5./JG 5 утром (в 08:56 по немецкому времени, значит в 10:56 по московскому - именно по нему велись документы в ВВС) сбили два "Харрикейна" в 10 километрах южнее Мотовского залива. Если посмотреть по карте, то Луостари (маршрут последнего полета Елисеева) и Мотовский залив находятся рядом...

Историк авиации из Киева Валерий Романенко дал очень ценную информацию:
Комзвена 147 ИАП ст. л-т Елисеев 31.03.42 г. не вернулся с боевого задания на самолете "Томагаук" № 202 с мотором "Аллисон" 41-35663.
ЦАМО, "Журнал потери самолетов 20 гв. ИАП", стр.4.

http://clubs.ya.ru/4611686018427406383/replies.xml?item_no=4952&ncrnd=9079



Начало | Биография | Фотографии | Рассказы | Рисунки | Письма | Документы | Поиск | Ссылки
INDEX
Анатолий Елисеев – отважный защитник Заполярья – Мемориальный сайт